Вторая часть (начало 90-х, летние месяцы в деревне) тут - https://vigorov.livejournal.com/78602.html
Третья часть (моя первая школа № 39, диснеевские мультики, поездка в Москву в 1993, гуманитарная помощь и т.д.) - https://vigorov.livejournal.com/79085.html
Четвёртая часть (снова школа, переход в гимназию № 9, о гопниках-хулиганах) - https://vigorov.livejournal.com/79552.html
-----------------
Поездка в 1995 году на Кузнецкий Алатау
Летом 1995 года, когда я закончил 7-й класс французской школы и поступал в 9-ую гимназию, мы с отцом поехали в экспедицию на Кузнецкий Алатау. Там проектировали национальный парк «Бельсу». Комитет по экологии города Междуреченска (Кемеровская обл.) подрядил учёных из Уральской лесотехнической академии (далее Лесотех) изучать там флору и фауну для обоснования важности придания данной территории охранного статуса. Моего отца тоже позвали поучаствовать. Без денег. Организаторы оплачивали проезд и обеспечивали продуктами. Нам ещё в Екатеринбурге выдали кучу провизии – консервы, крупы и т.д., которые мы взяли с собой. Моему отцу тогда было 52 года. Несмотря на то, что мой отец – опытный полевой зоолог, мы взяли с собой кучу какого-то барахла, часть из которого оказалась ненужной, например, тяжёлые прорезиненные плащи, при намокании ткани становившиеся ещё тяжелее, резиновые сапоги-болотники и т.д. У отца было 2 рюкзака – первый с обычным туристическим барахлом, а второй с ловушками для отлова грызунов, клетками и т.д. На поезде мы доехали до Новокузнецка. В поезде отец сильно напился со своими коллегами по отряду. А поскольку мой отец вообще не пьёт, то я его видел в пьяном виде первый раз в жизни и, мягко говоря, офигел. Отец закрылся в туалете, его рвало. Ну ничё – на следующее утро ожил. Доехали до Новокузнецка, оттуда на электричке до Междуреченска. Там на машине до местного аэропорта. В здании аэропорта переночевали, купались в реке Томь. Начальники отряда съездили в город к чиновникам в этот самый комитет по экологии, а затем вертолёт унёс нас в тайгу. С походом в город связан любопытный штрих, который немного проливает свет на то, какой я тогда был робкий – отец забыл дома в Екб зубную щётку и, оставшись на аэродроме охранять всё наше экспедиционное барахло, поручил мне купить ему в Междуреченске зубную щётку, а я постеснялся сказать об этом взрослым дяденькам, с которыми я ездил в город, ну чтобы в магазин зайти, и щётку так и не купил.
Вертолёт высадил нас в тайге, разделились на три группы. Нас отцом высадили у туристического приюта Тайжесу. Местный предприниматель с французской фамилией Шевалье организовал вдоль популярного туристического маршрута цепь приютов. Штуки три, между которыми был один дневной переход. Приют – это домики. А по слухам с комитетом по экологии (который нас всех подрядил на эту экспедицию) у Шевалье были непростые отношения, я бы даже сказал – натянутые. Но тем не менее нам почему-то разрешили жить в туристическом домике, чем мы и воспользовались. Ходили ловить грызунов вокруг в радиусе нескольких километров. Там были туристские тропы, мы вдоль них и ходили, чтобы не ломиться по дикой тайге. Через реку Бельсу была организована канатная переправа – трос с двумя блоками. В лесу ловились красные полёвки (Clethrionomys rutilus, сейчас их называют Myodes rutilus), какие-то серые полёвки рода Microtus (их много видов). Выше – ближе к верхней границе леса – водились красно-серные полёвки (Clethrionomys rufocanus, сейчас Myodes rufocanus). Отец их всех называл латинскими названиями. Он хотел поймать плоскочерепную полёвку или большеухую полёвку (из рода Alticola), но нам так поймать её и не удалось. Её отловили на Кузнецком Алатау другие исследователи в начале 2000-х годов, кажется, и тем самым существенно расширили её известный ареал.

Июль 1995 года. Кузнецкий Алатау. Гора Двуглавая (фото автора)

Июль 1995 г. Кузнецкий Алатау. Переправа через реку Бельсу в районе приюта Тайжесу (фото автора)
Вот уже почти 24 года прошло, а события лета 1995 года всплывают в памяти довольно отчётливо, ну, когда начинаю вспоминать. Через несколько дней, подъев часть провизии, но прихватив с собой живых красно-серых полёвок (отец хотел привезти их в Екатеринбург для опытов), мы двинулись по тропе к другому приюту. По разговорам между приютами было всего 15 км, туристы проходили это расстояние за 1 день. Мы шли 2,5 дня. Одним из факторов, почему ушли с приюта Тайжесу был прилёт так называемых «маклёров». Ну, каких-то бизнесменов, которые прилетели к Шевалье чисто-культурно отдохнуть. Чтобы не смущать деятелей бизнеса видом клеток, грызунов и нашего походного барахла, мы ушли с приюта и встали лагерем метров за 200-300 недалеко от тропы. Пока на следующий день мы собирались, чтобы двигаться ко второму приюту, к нам подходил один из бизнесменов, он гулял со своим бульдогом (которого нещадно кусали комары). Отец ему показал наши ловушки, клетки, бизнесмену было интересно. Мой отец вообще умеет интересно рассказать о своей работе. Уже потом мы узнали, что сразу же по прилёту бизнесменов-маклёров Шевалье послал своего помощника (такой косноязычный мужичок, забыл, как его звали) в горы подстрелить косулю (или марала?), мы его видели, он пробегал мимо нас с ружьём уже слегка поддатый. Как мы потом узнали от людей, он видел косуль, стрелял по ним, но никого не добыл… А мы с отцом во время наших выходов за грызунами вообще никаких копытных животных не видели, только следы в грязи на болоте.
Дотащились мы с трудом до приюта Поднебесный. По дороге съели тяжёлую картошку и лук, что не смогли съесть – выбросили. Уж очень тяжело было всё тащить. Приют Поднебесный был ниже по течению реки Бельсу. Там тогда начальствовал Александр Печеницин. Нормальный такой дядька. Не такой напонтованный, как Шевалье. Я это сейчас понимаю, а тогда я ещё людей плохо понимал, ибо дом-школа-дом-школа, и из взрослых я общался только с родителями и с бабушкой, ну и с учителями в школе и всё.
От приюта Поднебесный мы поднимались к цирку горы Большой Зуб, там находится красивое горное озеро Выпускников. Вот сейчас смотрел фото этого озера в Интернете. Ничего там за 20 с лишним лет не изменилось. Ну что такое 20 лет по геологическим масштабам (если не ведётся хозяйственная деятельность, конечно).


Приют Тайжесу и озеро Выпускников (фото из Интернета)
Был на приюте Поднебесном эпизод. Мы на общем кострище сварили с отцом себе обед, пообедали. Я пошёл вниз к ручью мыть свою чашку – мы всегда там чашки мыли, а отец разговорился с кем-то (на Поднебесном было больше народа, чем на Тайжесу, где были только Шевалье и его помощник). Я чашку вымыл, стал подниматься по склону к домикам (до них было метров 20 не более), увидел массу черники и остался её там собирать. Мой расчёт был на то, что отец, когда доест и договорит, то тоже пойдёт к ручью мыть свою чашку, и меня увидит, ну, или я его. Но он всё не шёл и не шёл. Наевшись черники и собрав её в чашку, я поднялся к домикам. А отец, оказывается, меня уже потерял и бегал меня искать к реке. Чашку свою он так и не вымыл, кстати.
Обловив окрестности приюта и озеро Выпускников, мы спустились до последнего третьего приюта, который был уже не на реке Бельсу, а на реке Амзас. Горы там были заметно ниже, голых вершин у них не было, а курумы были заросшие мхом и лесом. Ещё через какое-то время мы спустились с туристами до станции Лужба, уехали на электричке в Междуреченск, оттуда в Новокузнецк и вернулись в Екатеринбург. Это всё происходило в июле 1995 года.