С тайм-кодами. Слова Дмитрия Гордона обозначены как Д.Г.: , а слова Игоря Гиркина обозначены как И.И: (Игорь Иванович). Мои комментарии в квадратных скобках [мой комментарий – А.В.]. Это именно конспект, а не дословная запись! Поэтому возможны какие-то искажения, и лучше непосредственно смотреть интересующие фрагменты интервью (видео) - https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=hf6K6pjK_Yw
0:50. Д.Г.: Игорь Гиркин – историческая фигура и человек убеждений.
2:18. Д.Г.: Я абсолютно независимый человек, надо мной не довлеют обстоятельства и обязательства
[но когда на Украине пошло возмущение, то Д.Г. стал говорить, что интервью с Поклонской и Гиркиным в было содружестве с украинскими спецслужбами, и он (Гордон) получил благодарность от их какого-то силового чинуши. Хотя вроде как СБУ отморозилась, что мол де она не уполномочивала Гордона взять это интервью… - А.В.]
И.И.: Полковник ФСБ в запасе с апреля 2013 года, руководитель движения «Новороссия», четыре месяца командовал ополчением ДНР (с 12.04.14 по 12.08.14).
4:20. Сейчас - военный пенсионер и не занимают никаких официальных должностей.
5:30. Почему не стал историком-исследователем. Приднестровье, 1992. Осень 1996 – зачисление на службу в ФСБ. 11-12 научных статей по истории Белого движения, кое-что есть в Интернете.
7:40. Как попал в ФСБ. Прийти с улицы самому в ФСБ было невозможно, инициативников брали только в агентуру. ФСБ середины 90-х гг была оппозиционна тогдашней действующей власти. И.И. находился в разработке ФСБ как потенциально опасный для тогдашней власти. И.И. тогда вернулся из Чечни с Первой чеченской, ожидал решения о приёме в ФСБ 9 месяцев – спецпроверки, комиссии.
10:05. Участие в военном конфликте в Приднестровье. Поехали с товарищем через день после защиты диплома. На одном из последних поездов, после поезда перестали ходить.
12:22. Босния. Прозвище «Царский офицер» от командира Луки Драгичевича.
12:57. ФСБ, Чечня. В августе 1996 принят в ФСБ в оперативное подразделение центрального аппарата. С сентября 1999 года [Вторая чеченская началась в августе 1999 – А.В.] очень часто в командировках сначала в Дагестане, а потом и в Чечне.
14:20. Увольнение из ФСБ, формально написано, что в связи с реорганизацией. На самом деле за невосторженный образ мыслей и конфликты с начальниками. 16 с лишним лет службы.
15:40. После увольнения из ФСБ задач от ФСБ не получал. Человек, который покидает действующие подразделения, выпадает из служебной обоймы целиком.
16:50. Малофеев и «Маршалл-капитал», Бородай. Обеспечивал задачи, связанные с личной безопасностью Малофеева и его семьи. По сути работа оперативника.
17:50. Осень 2013 г. Киев. Реконструкция форсирования Днепра. Жил в лагере. Начало 2014 года – «Дары Волхвов». Обеспечивал безопасность афонских святынь. Нашёл время и возможность посетить Майдан. Один раз пешком, другой раз на такси.
19:20. Отношение к Евромайдану. Конец января 2014, общался с участниками Евромайдана. На Евромайдан никто вместе с И.И. не приезжал. И.И. сам нашёл возможность отлучиться от монастыря [видимо, где были Афонские святыни = Дары волхвов – А.В.] и посмотреть на Евромайдан своими глазами. Малофеев ему не поручал следить за Евромайданом. И.И. тогда никого не вербовал.
22:30. Д.Г.: Янукович, захват Крыма.
И.И.: Я не был допущен к такой информации. И.И. сомневается в тезисе, который озвучил Гордон.
И.И.: Действия российских чиновников носили реактивный характер. Действовали чисто тактически. Стратегической концепции по Украине не было.
23:59. Д.Г.: У ФСБ была агентура среди лидеров и сотников Майдана?
И.И.: Нет, не согласен. Например, Корчинский был связан с Администрацией Президента, с Сурковым, минуя ФСБ (читал лекции «Нашим»).
26:00. И.И.: Политических решений ФСБ не принимает, может только советовать, и выполняет то, что приказывают сверху независимо от степени маразма.
26:30. Д.Г.: Многие лидеры украинских националистов работали и работаю на ФСБ?
И.И.: Надеюсь, что такие люди есть!
26:55. Д.Г.: ДНР, захват Крыма.
И.И.: Воссоединение Крыма с Россией. Я в этом добровольно принимал участие. Это не было приказом. Это был зов сердца.
28:25. Д.Г.: Кто финансировал в Крыму?
И.И.: К. В. Малофеев не скрывает своего участия. Он финансировал и И.И., и других (о которых И.И. не стал говорить).
28:40. Д.Г.: Задачи в Крыму?
И.И.: Я познакомился с Аксёновым (в время привоза «Даров Волхвов» в Крым). Я в январе 2014 г был уверен в победе Майдана и был уверен, что Украина начнёт рассыпаться. Я начал устанавливать контакты в Крыму во время привоза «Даров Волхвов» в Крым. Потом ещё 2 раза посещал Крым. Поехал советником к Аксёному с весьма общей задачей помогать ему.
31:05. Д.Г.: Аксёнов в 90-е годы занимался рэкетом и имел кличку «Гоблин».
И.И.: Да, я знал об этом. (Лирическое отступление про то, что белая кость – это разведка, а чёрная кость – это борцы с терроризмом). Аксёнов – пассионарный и ответственный. Покажите мне на Украине или в РФ любого крупного политика или бизнесмена, у которого бы не было скелетов в шкафу. Константинов, Грач – слизняки. Аксёнов – титан духа, я его уважаю.
33:15. Д.Г.: Безлер, Дубинский, Геранин.
И.И.: Безлер никогда не был сотрудником спецслужб. С Дубинским и Гераниным я знаком по Чечне.
34:15. Д.Г.: Эти, вроде как находящиеся под санкциями, выпивали на яхте.
И.И.: Меня это не интересует. Конфликт с Безлером начался ещё на Донбассе. А конфликт с Дубинским-Хмурым уже после покидания Донбасса.
35:30. И.И.: Был знаком с Антюфеевым (главой МГБ ПМР, с 10 июля по 23 сентября 2014 – первый вице-премьер ДНР по вопросам государственной безопасности).
36:00. Аксёнов, Чалый.
37:00. Д.Г.: Украинцы и русские – братья, хотя и разные народы.
И.И.: Кучма предатель! А русские и украинцы – один народ! Но если люди ваших взглядов удержатся у власти ещё некоторое время, то да – ваша концепция утвердится.
38:35. Д.Г.: Аннексия Крыма. Почему Пу не вышел на тропу войны с открытым забралом?
И.И.: На шее у этих двух братьев (украинцев и русских или Украины и РФ?) совершенно одинаковые паразиты – олигархи, бывшая партийная номенклатура.
40:10. И.И. говорит о распаде СССР. Сочли удобным разделить страну на части [Гордон кивает].
41:30. И.И.: РФ не идентична России! Я не сторонник полного восстановления СССР, но необходимо объединение (территориальное, культурное, любое прочее) русского народа.
42:25. Снова о Майдане. Недовольство населения Януковичем. За спиной стояли люди, которые хотели залезть на место Янковича [Гордон кивает и говорит «Согласен»].
43:10. И.И.: Ну да, субъективно в какой-то степени Москва отжала у таких же ребятишек из Киева, а объективно произошло воссоединение русских людей Крыма с остальной частью русского народа.
44:04. И.И.: В 2014-м году была надежда на развитие объективных процессов объединения.
44:47. Д.Г. цитирует И.И. «Донбасс по активности значительно превзошёл Крым». Зачем россияне туда пошли [в Крым]?
И.И.: В политике участвуют 5-10%. Остальные – болото. Политический актив Крыма на 90% был за воссоединение. Пассив относился лояльно, ожидая экономической выгоды [Гордон поддакивает]. 47:28. И.И.: Донбасс поднялся сильнее!
48:00. Д.Г.: Почему украинская СБУ и украинские войска не оказали сопротивления российской агрессии [в Крыму]?
И.И.: Они были морально готовы к воссоединению. Ностальгия по единой стране. Мощь, величие, достоинство военных при СССР. Плюс к тому –тогдашние украинские вооружённые силы – ну просто ничего!
50:25. Уговорил Березовского перейти на нашу сторону (???).
50:52. На счёт большого количества «агентуры КГБ». Бывшая агентура КГБ - основа элиты РФ, Украины и ряда других постсоветских республик. Но их интересы – это не интересы империи!
52:05. Д.Г.: С 11 на 12 апреля 2014 переход границы. 12 апреля 2014 – захват власти в Славянске.
И.И.: Действовал при поддержке Аксёнова. Сухопутный коридор в Крым необходим! Как была концепция [Русского мира, России?] в 2014 году, так и осталась: от Бреста до Владивостока, от Мурманска до Севастополя.
54:40. И.И.: Я рассчитывал, что П. решил войти в историю не как мелкий Дон Рэба, а под занавес решил попытаться стать великим государственным деятелем. Я предполагал, что Крым станет очередным Приднестровьем. Я чуть не стал главой госбезопасности независимого Крыма.
56:00. И.И.: Аксёнов вернулся из Москвы и сказал – референдум сразу и о независимости и о вхождении в состав РФ. Это Рубикон! Перечёркнуты все договорённости с Европой, США. Я думал, что П. это понимает. Я ждал, что последует воссоединение с другими областями Украины, а также революция сверху. Разочарование было горьким.
57:45. 52 или 54 человека переходило границу (ИИ уточнил, что 52 было, двое откололись и двое присоединились и осталось 52). Среди них не было ни одного действующего российского военного. Было несколько (2 – 4) офицера запаса ВСУ, Здрилюк был подполковником СБУ. Были рядовые и сержанты, служившие в Чечне. Примерно три четверти – граждане Украины.
59:44. Д.Г.: Не Славянск, а Шахтёрск?
И.И.: Мне не ставилась задача! Я спланировал операцию от начала до конца! Я до момента встречи на трассе не знал, куда иду. Я действовал не на авось, но исходя из невозможности спланировать тактику. Цель – занять небольшой город. В каком городе наибольший русский актив? Ибо была нужна поддержка населения. Сначала думал о Шахтёрске или Снежном, чтобы между Донецком и границей с РФ. Славянск далеко, но именно в нём был сильный русский актив.
1:02:40. Д.Г.: Все мы родом из Советского Союза. «Шёл к Одессе, а вышел к Херсону». Хотели ли пустить в расход водителя «Новой почты»?
И.И.: И да, и нет! Водитель не знал, куда он едет. Его использовали в тёмную. Он испугался, когда грузились столько вооружённых людей. Я решил его как следует напугать, чтобы у него не было желания задать стрекоча на блок-посту. Но и сажать своего человека за руль было нецелесообразно, так как водитель «Новой почты» знал дорогу.
1:04:40. Д.Г.: Правда ли, что Павел Губарев наркоман?
И.И.: Я познакомился с Губаревым после его освобождения [из лап СБУ]. Он был измождён. Он пробыл в Славянске несколько дней, но не произвёл впечатление наркомана. Слухи, что он наркоман, да, слышал. Но с наркотой его не ловил! И подозрения не возникло. Я его не видел под кайфом.
1:05:44. Д.Г.: Если бы не Вы лично, то Славянск никогда бы никто не взял?
И.И.: Возможно. Думаю, да.
Я не был командиром отряда, который кто-то куда-то послал. Когда Донбасс начал подниматься, я был замом Аксёнова. Обстановка в Донбассе не выдвигает людей, подобных Чалому и Аксёнову, нужен был стержень. Наш заход был эффективным.
1:07:30. Д.Г.: О делах в ДНР.
И.И.: Я занимался только военными вопросами. Я не видел там харизматичных ярких лидеров. Я не принимал участие в политической жизни.
1:09:25. Д.Г.: Министр обороны ДНР.
И.И.: Я был вторым министром обороны ДНР. Первого захватили в Мариуполе. Я назвал себя «Командующий Донецким народным ополчением».
1:10:20. Д.Г.: При формировании кабинета министров ДНР все ключевые посты назначались из Москвы?
И.И.: Об этом мы можем говорить на основании нынешней информации, которая не факт, что полностью правдива! Да, возможно, что без участия определённых лиц в Москве назначения на пост (того или иного деятеля ДНР) не было бы. Но ни Бородай, ни его окружение не являлись российскими чиновниками или политиками. Похоже, работал принцип: «На тебе, Боже, что нам негоже». Если бы Царёв остался в ДНР, то это было бы логично. Царёва убрали оттуда по команде из Кремля. Два человека отказались от назначения на пост Главы ДНР и Бородай сам вызвался. Но это было уже после того, как РФ отказалась от активной поддержки Новороссии и ЛДНР.
1:12:30. Д.Г.: К. А. Кузьмин и «Шахтёрская дивизия ДНР».
И.И.: Я с ним общался мало. Шахтёрская дивизия ДНР формировалась в Донецке. С ним общался Эльдар Хасанов – бывший начальник штаба в Славянске, а потом комендант Петровского района Донецка.
1:14:00. Д.Г.: Знаете ли вы, что в июне-июле 2014 года по протекции кураторов ФСБ хотел занять должность Главы ДНР? [???]
И.И.: Нет, не знал. И меня это не волновало. Когда я входил на территорию ДНР, то я не планировал становиться публичной фигурой.
О Пушилине образца 2014 года: «Что за мокрица приехала?!».
Соглашение Пушилин-Малофеев. Меня попросили снять маску ради интервью.
1:16:05. Д.Г.: Какую роль сыграла ФСБ и генерал-лейтенант Иванов в формировании «Шахтёрской дивизии ДНР» и назначении К. А. Кузьмина в ДНР?
И.И.: Первый раз слышу фамилию Иванова! Ничего не знаю!
Д.Г.: Вас задействовали, потому что Вы имели большой опыт?
И.И.: Я сам задействовался. Особенно на Донбассе. Малофеев был против похода на Донбасс, но я был «за», и я пошёл!
1:17:08. Д.Г.: Можете провести параллели между Приднестровьем и Донбассом?
И.И.: Приднестровье было в 1992 году, а сейчас 2020 год. Разница 28 лет. То есть люди разные. Но и там, и тут – это народные движения! Кем-то поддержанные (частично и корыстно), но народные. Чалый вообще был неподконтролен, а Аксёнов до февраля 2014 года не знал, кем он будет. Захарченко (?) я сам чуть не арестовал, когда пошли слухи, что я якобы хочу взрывать многоэтажки.
1:20:25. Д.Г.: Оружие и деньги на войну в Украине Вы получили в оккупированном Крыму. Кто экипировывал и давал оружие?
И.И.: Форма, обувь и снаряжение от Малофеева. На счёт вооружения отвечать не буду.
1:21:11. Д.Г.: П. сказал, что оружие на Донбасс поставляют симпатизирующие страны, то есть РФ, а Лавров сказал, что контрабанда.
И.И.: Я не отвечаю ни за слова П., ни за слова Лаврова. Лучше бы они вообще не говорили никогда! Если бы я возглавлял государство в 14-м году, то сейчас бы вся Украина была в составе России!
1:23:20. Д.Г.: Кто осуществлял финансирование и материально-техническое обеспечение ДНР?
И.И.: Если бы туда действительно вкачивали средства, то результат был бы другой! Хроническая, катастрофическая нехватка всего, в том числе денег. Солдат не может жить святым духом. Население нас кормило, но нужна была одежда, сигареты. Я выплатил своим бойцам в Славянске в мае 2014 по три тысячи гривен, в июне 2014 по одной тысяче гривен. За награды и ранения выдавали по 100-300 долларов.
1:25:30. Д.Г.: Миллиардер К. В. Малофеев был завербован ФСБ?
И.И.: Сомневаюсь.
1:25:50. Д.Г.: Ваша бывшая жена говорила о вознаграждении 800 т.р., которое якобы обещали Стрелкову.
И.И.: Я никогда не расстраивался из-за денег. Когда я вернулся из ДНР, то на меня обрушилось довольно много денег, но я их передал свои товарищам, я не тратил эти деньги на себя. Например, как-то мне передали 10 миллионов рублей. Но в моём штабе к сожалению воровали.
1:27:35. Д.Г.: 17 мая 2014 года Вы записали обращение, в котором Вы пожаловались на пассивность местного населения.
И.И.: Нас поддержали, но пассивно. В Славянске и Донецке мы не могли дать людям ничего. Мы не могли им дать даже уверенность в победе. Волонтёры что-то привозили, но постоянного организованного снабжения не было. Оружия первой категории было ничтожно мало и в основном оно было забрано у 25-ой аэромобильной бригады ВСУ. Боеприпасов не хватало. В первые дни нас могли бы раздавить, к началу мая. Я блефовал. Я знал, что нас прослушивают. В Краматорске мы захватили 5 «игл» [ПЗРК «Игла»]. Все украинские вертолёты, все девять, были сбиты из этих «игл». Дружинники поддерживали порядок с охотничьими ружьями. Одно дело – поддерживать, а другое дело воевать!
1:31:20. Д.Г.: Орден «За оборону Славянска» от кого?
И.И.: Я тоже про это слышал, но не получал. Кононов – одна из моих кадровых ошибок.
1:31:55. Д.Г.: После ухода Вас из Славянска никакие нацисты-бандеровцы не вырезали местное население. Гражданская война в Славянске не продолжилась!
И.И.: Много людей пропало без вести. Много людей ушло с гарнизоном и в последующие дни. После занятия ВСШ Славянска, Мариуполя, Краматорска, Константиновки люди там просто пропадали. Нет человека, нет проблемы.
Это именно гражданская война! 90% славянского ополчения – местные жители. Во всех гражданских войнах всегда участвовали соседние державы. Я командовал до 12 августа 2014, а покинул территорию 15 августа 2014.
1:35:10. Д.Г.: В июле 2014 Вы ушли из Славянска. Зачем вы ушли, если был чёткий приказ премеьр-министра ДНР Бородая не оставлять город? Почему Вы нарушили приказ?
И.И.: Я Бородая ни во что не ставил с военной точки зрения.
И со стратегической, и с тактической точек зрения удержания Славянска потеряло всякий смысл. На тот момент ВСУ отрезали нас почти по всей границе с РФ, остался единственный изваринский коридор [славянский гарнизон после прихода в Донецк был распределён частично на южный фас в р-н Шахтёрска, частично на удержание изваринского коридора – А.В.].
1:37:20. Д.Г.: Почему Вы ушли в Донецк?
И.И.: Я посетил Горловку. У Безлера там был сильный гарнизон. Я съездил в Донецк (с водителем и одним охранником), Донецк совершенно не был готов к обороне. Туда просто могла зайти колонна ВСУ и всё! Донецк – ключевой город, главный объект обороны.
1:39:00. Д.Г.: Когда Вы выходили из Славянска, то самолёты ВСУ два раза поднимались в воздух, но не разбомбили колонну, которая три часа шла по степи. Почему?
И.И.: Вы рассказываете легенды украинских военных. Это ведь не так, что большая колонна выдвигается из города. Выходу предшествовал целый день дезинформационной работы. От принятия решения о выходе до самого выхода прошло всего лишь 12 часов. Некоторые командиры узнали всего лишь за 1 час! Сохранение радиокарты – командиры и бойцы оставляли свои работающие сотовые телефоны на свои позициях. Ибо я знал, что на Карачуне развёрнута станция РЭБ. Было шесть колонн, одна из них пешая. В пяти колоннах было 600-800 человек, а последняя шестая колонна – это была бронегруппа. Со стороны Краматорска была проведена отвлекающая операция. Бронегруппа сгорела. У меня была машина радиоперехвата. Я слышал некую панику украинских военных.
Когда мы впоследствии выдвигались из Краматорска (уже днём), то я пару раз видел вдалеке украинские боевые самолёты, но трасса на Донецк была забита гражданскими. Попасть по нам, не задев гражданских – это надо было обладать высочайшей квалификацией и мужеством. Наши силы ПВО были вдоль всей дороги. Квалификация ВСУ не позволила предотвратить наш манёвр.
1:43:40. Д.Г.: Кто-то с украинской стороны дал Вам гарантии?
И.И.: Бред! 20 миллионов гривен.
1:44:30. Д.Г.: В Красный Лиман приезжал генерал-лейтенант ВСБ Иванов на переговоры о выходе Вас из Славянска.
И.И.: Не знаю, кто такой генерал Иванов! Бред! Красный Лиман был взят украинскими войсками за месяц до выхода из Славянска.
1:45:20. Д.Г.: Вам ставилась задача прорыва госграницы в районе Саур-Могилы в июле 2014 года для захода отпускников? Туда был отправлен корреспондент LifeNews Семён Пегов.
И.И.: В Донецке было полным-полно съёмочных групп от многих телеканалов. Некоторые из них выезжали в район Дубровки, под Мариновку после нашего прорыва к границе и образования Первого южного (Изваринского) котла. Котёл просуществовал примерно 2 недели, а потом ВСУшники сами нас блокировали на какое-то время. Но в тогдашней битве за Степановку и Мариновку не участвовало ни одного российского военного [мои примечания: 1) Майор Захарченко тогда и был ранен в руку, а батальон «Крота» вышел к границе. 2) В августе 2015 года отпускники заходили в частности через Степановку и Мариновку, посёлки были сильно разрушены].
1:47:00. Д.Г.: О договорняках, которые были в 2014-2015 гг.
И.И.: С середины апреля 2014 переговоры велись постоянно. До 25 мая [до момента выборов Петра Порошенко - А.В.]. Оставалась надежда на то, что или окажемся в составе одной республики или разойдёмся миром. Но я атаковал снабженческие колонны, которые шли на Карачун.
1:49:00. Д.Г.: Фоторобот московского террориста, взрывы домов в Москве в 1999 году.
И.И.: Тогда всерьёз ловили Гагияева, видимо подозревая его в этих взрывах. Я дома в Москве не взрывал. А про якобы готовящиеся взрывы многоэтажек на окраине Донецка говорил Пургин. Мы всего лишь взорвали мост через Казённый Торец на окраине Славянка. А в Донецке я приезжал смотреть эти девятиэтажки на предмет оборудования на крышах наблюдательных пунктов (посчитали, что неудобно), а на следующий день Пуригн понёс пургу. У нас и взрывчатки то столько не было! [Моё примечание: про то, что Стрелков хотел взорвать многоэтажки на окраине Донецка говорил Захарченко в своём интервью Марине Ахмедовой осенью 14-ого года - https://expert.ru/russian_reporter/2014/39/nachalnik-donbassa/ Но видимо первоначально это сказал Пургин].
Вторая часть тут - https://vigorov.livejournal.com/198453.html